Введение
Спорт является одним из приоритетов государственной политики России. Важнейшая роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Улучшение социально-экономического положения страны положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. Наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Утверждена и реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы». Государственным заказчиком – координатором этой программы определено Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризма России), а государственными заказчиками - Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование). Этот факт подтверждает государственную важность развития системы спортивного образования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа
2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в этой области. В документе отмечается значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий, что существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.
Мировые спортивные державы перешли к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления. Чтобы преодолеть это отставание спортивной отрасли России требуются сотни тысяч высококвалифицированных специалистов по различным направлениям - спортивных чиновников, тренеров, спортивных менеджеров и управляющих спортивными сооружениями и спортивной инфраструктурой. Так, например, в качестве стратегического целевого ориентира развития физической культуры и спорта Стратегией предусмотрено увеличение количества только штатных работников физической культуры и спорта к 2015 году до 320 тыс. человек и к 2020 году - до 360 тыс. человек.
В аналитическом обзоре приведены результаты исследования современного состояния системы спортивного образования в России, дан обзор российских учебных заведений, которые готовят специалистов для развития физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений. Определены ведущие государственные ВУЗы, рассмотрены современные коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Особое внимание уделено вопросам организации подготовки спортивных менеджеров. Проведен анализ международного опыта в области организации спортивного образования.
При проведении исследования использовались официальные данные Минспорттуризма России, Министерства образования и науки (Минобрнауки Росии), Федерального агентства по образованию (Рособразования), материалы опубликованные в СМИ и Интернете, а также инсайдерская информация и данные экспертных опросов специалистов из мира спорта, выполненных исполнителями исследования.